>
restart;
Теперь обратимся
к нашей другой
проблеме: как
определить
мгновенную
скорость
движущегося
объекта? Для
определённости,
предположим, что
объект
перемещается
вдоль
-оси так, что
его положение в
любой момент
времени
задается
выражением
.
Например, Мы
можем положить
,
или
.
( Как
перемещается
объект в обоих
этих случаях?)
Наше
исследование
можно начать с
того, что не
составит особого
труда: с
определения
средней
скорости
движения.
Используя
элементарную
формулу
"Расстояние
=Скорость,
умноженная на
Время". Пусть
объект был в
пути временной
интервал
.
Если разделить
расстояние
между начальной
и конечной
точкой движения,
на временной
интервал, то мы
и получим
значение средней
скорости
движения
объекта.
Средняя скорость
в течении
временного
интервала
=
.
Вот простейшая
процедура для
вычисления (в
десятичном
приближении)
средней
скорости:
>
av :=
proc(s,t0,t1)
evalf((s(t1) -
s(t0))/(t1 -
t0)) end proc:
Мы можем теперь
определить
функцию движения
и вычислять
средние
скорости.
>
s := t-> t^2 ;
![s := proc (t) options operator, arrow; t^2 end proc...](xxx.files/C1-0448.gif)
>
av(s,1,5);
![6.](xxx.files/C1-0449.gif)
(Желательно,
чтобы Вы
проверили
результат
вручную.)
Конечно, наша
задача состоит
отнюдь не в
вычислении
средней скорости
за интервал
,
а в вычислении
мгновенной
скорости в
некоторый момент
времени
.
Решение состоит
в том, чтобы
продолжать
вычислять
средние
скорости, но с
каждым разом за
все более
короткий
временной
интервал вблизи
точки
.
Вот несколь
результатов для
нашей последней
функции
движения:
>
av(s,1,2);
av(s,1,1.5);
av(s,1,1.1);
av(s,1,1.01);
![3.](xxx.files/C1-0453.gif)
![2.500000000](xxx.files/C1-0454.gif)
![2.100000000](xxx.files/C1-0455.gif)
![2.010000000](xxx.files/C1-0456.gif)
Экспериментируя
с достаточным
количеством
временных
интервалов,
можно прийти к
выводу, что чем
ближе по времени
к моменту
мы будем
вычислять
значение средней
скорости, то тем
ближе это
значение будет к
2. Конечно, мы
не можем
положить
:
>
av(s,1,1);
Error, (in av) division by zero
Однако,
изменение
значения средней
скорости
происходит
гладко при
стремлении
к
.
Мы говорим, что
средняя скорость
имеет
предел
при стремлении
к
,
и есть все
основания
полагать, что
этим пределом и
будет мгновенная
скорость объекта
в точке
:
Мгновенная
скорость в
момент времени
=
.
Теперь, в
частности,
видно, что точно
к такому же
пределу мы
пришли и при
решении задачи о
касательной. Это
станет ещё более
очевидным, если
мы введём новую
переменную
такую, что
,
и
,
в результате
чего предел
несколько
видоизменится:
Мгновенная
скорость в
момент
=
.
Получается так,
что мгновенную
скорость можно
интерпретировать
как угловой
коэффициент
касательной,
проведенной к
графику
некоторой
функции.
Фактически,
сравнивая
решения двух
наших задач,
можно
утверждать, что
мгновенная
скорость
численно равна
угловому
коэффициенту
касательной,
проведенной к
графику функции
движения s.
Предлагаем
рисунок для
функции движения
,
что мы
использовали
ранее. Вы можете
видеть, что
касательная
линия,
проведенная к
графику функции
в точке (1;1)
имеет угловой
коэффициент 2,
как мы были
вправе ожидать и
в результате
расчетов по
средней
скорости.
>
s := t-> t^2 ;
![s := proc (t) options operator, arrow; t^2 end proc...](xxx.files/C1-0472.gif)
>
plot([s(t),s(1)+2*(t-1)],
t=-1..3,
colour=[black,red]);
![[Maple Plot]](xxx.files/C1-0473.gif)